Блокировка счета на удачу.

В марте СМИ взорвались новостями о блокировке банками счетов самозанятых. Истерия немедленно докатилась до профильных сообществ в соцсетях, где самозанятые начали сетовать на судьбу и несправедливые законы.

 

По роду деятельности я юрист-аналитик. И, как вы понимаете, мне не сложно покопаться в законах. Путем недолгих поисков нашлась та самая дырка в законе, из-за которой вся шумиха. Оказалось, что согласно существующим законам и инструкциям Центрального банка доходы от предпринимательской деятельности могут идти на счета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. А поскольку самозанятые официально появились только в январе 2019 банки оказались не готовы к появлению нового игрока. Ничего криминального, так бывает. Невозможно предусмотреть все спорные ситуации сразу, поэтому обычно закон доводят до ума в ходе возникновения проблем.

 

Еще в январе я позвонила в свой банк Тинькофф и решила узнать, есть ли у них отдельные счета для самозанятых. На тот момент никаких новшеств не было. Я решила подождать, да и Тинькофф меня обычно радовал скоростью введения новых фишек.

 

Но вот наступил март, и понеслись новости про блокировку. Я  посидела, почитала и решила сама все узнать. Чем гадать, лучше на собственном опыте узнать, как там банки реагируют на доходы самозанятых. К делу подготовилась серьезно. Выбрала 10 банков и 8 апреля всем разослала одинаковый запрос:

 

“Добрый день.

Я планирую стать самозанятой, и учитывая последние новости про блокировку счетов,

меня беспокоит вопрос приема оплаты. Я хотела бы получать платежи как обычным переводом

с карты на карту, так и через платежные системы на мой счет (в будущем планирую прикрутить

систему оплату онлайн на сайт). Могли бы Вы ответить на мои вопросы:

Как этот вопрос решается у Вас в банке?

Есть ли у Вас специальные продукты для самозанятых?

Как мне обезопасить себя от блокировки?

В общем, как мне лучше поступить, чтобы не возникло проблем?

____

c уважением, Дарья”

 

 

1.Тинькофф банк - 3,3*

 

Начать решила со своего банка. Обычно я всем очень нахваливаю Тинькофф и искренне советую. Но в этот раз ребята подкачали.

 

Ответили мне сразу в день запроса, в чате на сайте. Сначала один сотрудник просветил меня, что счет для получения доходов от предпринимательской деятельности могут открыть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Пришлось рассказать сотруднице банка, кто такие самозанятые. Жизнь ее к такому не готовила (да и банк видимо тоже), поэтому она перевела общение на отдел по работе с физическими лицами. Другой сотрудник ответил, что никаких продуктов для самозанятых у них нет. Предложил принимать оплату просто на свою карту.

 

“Блокировка первый раз может возникнуть, если банк сочтет действия подозрительными. Но этот вопрос решить будет быстро и легко. Достаточно будет предоставить чеки, что у вас все действительно что-то  приобретают и все законно, и система больше не будет воспринимать вашу деятельность как подозрительную”.

 

Конечно, после такого ответа я еще раз уточнила, есть ли способы избежать блокировки. Может быть заранее известить банк о своих планах? Но банк оказался суров и неумолим. Ничего им не нужно, уповайте на удачу и надейтесь, что служба финансового контроля заблокирует кого-то другого.   

 

Скорость ответа: в тот же день 

Оперативность - 5*

Знания о самозанятых - 2*

Желание помочь - 3*

 

2.Банк Восточный - 3*

 

С этим банком мне предложили пообщаться по телефону. Оператор Восточного мило разъяснила, что можно спокойно открыть у них счет как физическое лицо. Но если у отдела финансового мониторинга возникнут вопросы к поступающим на счет деньгам, то они “дадут о себе знать”. Чудесная формулировка, не правда ли? Я продолжила пытать сотрудника банка и спросила, что я могу сделать, чтобы избежать подобной ситуации. Не хотелось бы становится заложником ситуации и оставаться с заблокированным счетом, пока банк разбирается с нюансами. И снова сотрудник банка оказался в тупике и перевел меня на другого. Начинает создаваться впечатление, что операторы колл-центра совсем не подготовлены к не шаблонным вопросам.

 

Несколько минут ожидания на линии, и очередной сотрудник банка решил все-таки узнать у меня подробности. После недолгого разговора мне предложили каждый раз, когда я ожидаю получение средств, писать в банк заявление о том, когда и какая сумма упадет на счет. Мое недоумение не имело границ. Я не постеснялась спросить, как я могу предугадать, когда клиент решит купить у меня товар. Собственно ответ был прост, либо писать заявления, либо открывать ИП и покупать онлайн-кассу. В любом другом случае служба финансового контроля  может заблокировать мой счет в любой момент при подозрении на мошенничество.

 

Скорость ответа: на следующий день

Оперативность - 4*

Знания о самозанятых - 2*

Желание  помочь - 3*

 

3. Газпромбанк - 3,6*

 

С этим банком я тоже поговорила по телефону. Разговор начался более конструктивно. Меня подробно расспросили, как я планирую вести свою деятельность. Но ответ оказался тем же. Из-за того, что я физическое лицо, никаких особенных продуктов у банка нет. Предложили пользоваться обычной дебетовой картой. Я намекнула, что можно взять из налоговой справку о моей официальной регистрации и передать ее в банк. Но это не изменило позицию Газпромбанка.

 

“На настоящий момент блокировка возможна, если банк видит какие-то подозрительные операции по карте. Тогда идет запрос подтверждающих документов для избежания ситуаций с отмыванием денег. Если подтверждающие источник денег документы есть, то счет разблокируют.”

 

Надо отдать должное, оператор максимально вникла в проблему. Она старалась максимально понятно разъяснить правила банка. Услышав про мои опасения остаться без денег из-за блокировки, специалист банка посоветовала хотя бы первое время переводить деньги на другую карту после получения.

 

Скорость ответа: на следующий день

Оперативность - 4*

Знания о самозанятых - 3*

Желание помочь - 4*

 

4.Банк Открытие - 2*

 

 Два дня понадобилось банку Открытие, чтобы прислать мне на почту лаконичный ответ:

 

“Добрый день, Дарья.

Программ для самозанятых нет.

Вы можете открыть расчетный счет как ИП или ООО."

 

Честно говоря, я уже потихоньку начинаю отчаиваться. Неужели никто из банков оказался не готов к появлению официальных самозанятых?

 

Скорость ответа: 2 дня

Оперативность - 3*

Знания о самозанятых - 1*

Желание помочь - 2*

 

5.Альфа-банк - 4,3*

 

10 апреля я отметила как красный день календаря! Мне ответил Альфа-банк и ответил на все заданные мной вопросы. Пока что единственный из ответивших банков. Сотрудники прислали мне письмо на почту, где подробно рассказали, как зарегистрироваться в качестве самозанятого, открыть расчетный счет и вести отчетность.

 

Также Альфа-банк поделился ближайшими планами на разработку продуктов о самозанятых. В настоящий момент они готовят нужные обновления для своего мобильного приложения “Альфа-Мобайл”, чтобы самозанятые могли пользоваться только им.

 

“Регистрация поступивших денежных средств (безналичный перевод, перевод с карты  на карту, внесение наличных) в качестве своего профессионального дохода; формирование чека (в электронном виде) с возможностью его передачи заказчику (по WhatsApp, Viber, электронной почте и т. п.) планируется быть доступными в ближайшее время. Отметим, что в настоящее время Банк занимается разработкой кредитных и инвестиционно-страховых продуктов для самозанятых.”

 

Альфа-банк явно в курсе о появлении нового типа клиентов и усиленно к ним готовится. Но не смотря на это, банк оставляет за собой право запросить у клиента дополнительную информацию по денежным средствам. Кстати в письме мне подробно рассказали и привели примеры того, какие документы могут запросить. Все стало более понятно и не страшно. Молодцы!

 

Скорость ответа: 2 дня

Оперативность - 3*

Знания о самозанятых - 5*

Желание помочь - 5*

 

6.Банк Авангард - 1,6*

 

В этом банке тоже не оказалось специальных программ для самозанятых.

Согласно условиям банка, счет открывается физическому лицу для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

 

“При этом в случае использования платежных карт банка для предпринимательской деятельности либо попадания операций  перечисления на карту в поле зрения фин. мониторинга банка, карта может быть заблокирована до выяснения обстоятельств.”

 

Скорость ответа: 3 дня

Оперативность - 2*

Знания о самозанятых - 1*

Желание помочь - 2*

 

7.Райффайзенбанк - 1,6*

 

Складывается впечатление, что сотрудники банков на практике применяют девиз “краткость - сестра таланта”. Мне в очередной раз двумя фразами сообщили, что продуктов для самозанятых нет, а банк вправе запрашивать информацию по подозрительным счетам. Все.

 

Скорость ответа: 3 дня

Оперативность - 2*

Знания о самозанятых - 1*

Желание помочь - 2*

 

8.Промсвязьбанк - 1,6*

 

Промсвязьбанку потребовалась неделя, чтобы сообщить мне следующее:

 

“Добрый день, Дарья!

Благодарим за Ваше обращение. Для переводов с карты на карту  Вы можете оформить дебетовую карту. Список карт возможно посмотреть на сайте пройдя по ссылке ___. При совершении перевода по полным реквизитам необходимо указание назначения платежа. Всегда рады помочь!

С уважением, Служба дистанционного обслуживания клиентов “

 

Полнота ответа поражает. Но мне уже не привыкать.

 

Скорость ответа: 7 дней

Оперативность - 2*

Знания о самозанятых - 1*

Желание помочь - 2*

 

9.Сбербанк - 1,3*

 

А что же любимец народа? Я знаю, что они одни из основных партнеров ФНС России и подготовили специальный продукт для самозанятых. Вот только на клиентов самозанятых им настолько плевать, что отвечать на мой запрос не стали. Мне на почту пришло 2 письма от Сбербанка. В первом они сообщили, что запрос взят в работу и нужно ждать ответа. А второе письмо пожалуй процитирую:

 

 

“Ваше обращение №__ рассмотрено. Предложение передано в ответственное подразделение для рассмотрения возможности его реализации.”

 

И это все. Какое предложение они собрались рассматривать, я не знаю. Консультации от них по продуктам банка и самозанятости я не получила. При этом именно на Сбербанк была надежда на оперативный и полный ответ. Ведь я заранее знала, что у них что-то есть готовое. Но видимо клиентоориентированность не их конек.

 

Скорость ответа: 1 день

Оперативность - 4*

Знания о самозанятых - 0*

Желание реально помочь - 0*

 

10.Банк ВТБ - 0*

   

Ну и вишенка на торте - Банк ВТБ. Он просто не ответил на мой запрос.

 

Скорость ответа: до второго пришествия.

Оперативность - 0*

Знания о самозанятых - 0*

Желание помочь - 0*


 

Подведем итоги.

 

Я подозревала, что на местах сотрудники могут быть не слишком подкованы в работе с самозанятыми. Но результаты оказались совсем плачевными. Прошло больше 3-х месяцев с начала действия закона о самозанятых,  а по общению с сотрудниками банков видно, что они не знают об изменениях. Неужели банки совсем не готовили свой персонал к потоку новых клиентов?

 

В конечном счете могу похвалить только Альфа-банк. Ребята явно подготовились. Кстати, как я выяснила уже после опроса, Альфа-банк стал партнером ФНС России и  его можно подключить в приложении для самозанятых “Мой налог”, также как и Сбербанк. Только вот “народного” банка явно нет времени отвечать на глупые вопросы клиентов и продвигать свой сервис. Может реально перейти в Альфа-банк? Что думаете?


Яндекс.Метрика